Московский музей современного искусства
Образовательный центр ММОМА
Москва, Ермолаевский переулок, 17
вт – вс: 12:00 – 21:00
кафе и книжный: ежедневно 10:00 –22:00
Образовательная программа в рамках проекта ЦТИ Фабрика
«Слейв ту зе рейв»
Образовательная программа проекта «Слэйв ту зэ рейв» — первый этап долгосрочной исследовательской инициативы кураторской группы выпускников РГГУ в партнерстве с ММОМА, цель которой — создание базы данных об электронной музыке и рейв-движении в России, а также изучение культурных трансферов, оказавших влияние на эти феномены.

Программа составлена с целью поместить феномены рейва и техно в более широкий культурный контекст. Исследующие эволюцию музыкального андерграунда события разделены на три блока, которые соответствуют трем десятилетиям развития рейва и техно в России: 1990-е, 2000-е и 2010-е.

В мероприятиях примут участие диджеи, промоутеры, журналисты и художники, которых объединяет то, что они были и есть непосредственные участники и очевидцы описываемых событий.
Блок 1
1990-е
В рамках первого этапа программы, разделенного на 3 тематических блока (1990-е, 2000-е, 2010-е), пройдут кинопоказы, лекции и круглые столы с различными деятелями культуры, которые стояли у истоков рейв-движения и оказали влияние на формирование музыкальной культуры в России.
Круглый стол
«Рейв как культурное явление»
15 июня 19:30 – 21:00
Участие бесплатное по регистрации
Первое мероприятие образовательной программы обратится к истокам зарождения рейв-движения на обломках СССР, а также его роли в формировании контркультуры в новой России.

Электронная танцевальная музыка, появившаяся в середине 1980-х годов в США и континентальной Европе, проникла на территорию СССР через Прибалтику, и быстро стала одним из главных музыкальных направлений андеграундной культуры. Рейв, как неразрывно связанный с ней феномен, превратился в новою форму досуга молодежи, для которой он стал не только музыкой или тусовкой, но и новой формой протеста.
Участники
Илья Воронин
модератор
Главный редактор российской редакции журнала Mixmag, посвященного клубной культуре и электронной танцевальной музыке. Вместе с Павлам Балешенко и Оксаной Кореневской основал инди-издательство «Белое яблоко», которое специализируется на книгах о современной поп-культуре.
Олег Илюшин

Диджей, резидент клубов «Эрмитаж» и «Манхэттен-Экспресс». В середине 90-х был музыкальным директором радио «Рокс». В конце 2000-х - менеджер компании Diamond records, официального представителя лейблов Azuli, ToolRoom, Renaissance. На данный момент работает в области цифровой дистрибуции контента и продолжает заниматься студийным творчеством.
Слава Финист
Диджей, промоутер, радиоведущий. Начал свою профессиональную деятельность в качестве диджея в 1988 году на дискотеке «Студия Сокол» в ДК МАИ. В 1992-1993 гг. радиоведущий на одной из первых музыкальных радиостанций «М – радио». С 1994 г. резидент в ночном клубе «Манхэттэн-Экспресс». В 1995-1996 гг. организовывает регулярные вечеринки «Индэпэндэнс» в Московском Дворце Молодёжи и ведёт шоу «Кружатся диски» на радиостанции 106,8. В настоящее время продолжает музыкальную деятельность в качестве диджея.
Сергей Борисов
Фотограф. В 1970-80-х годах занимался съемками звезд советской эстрады и поп-рок коллективов на плакаты и пластинки фирмы «Мелодия», которых вышло более 60-ти. В 1979 году Борисов создает художественную мастерскую «Студия 50А», где собирается вся богема. В 90-х был совладельцем культового клуба «Эрмитаж». Сергей Борисов в настоящее время активно работает и участвует в выставках в музеях и галереях, как в России, так и за рубежом.
Показ документального фильма
«Я – Гагарин»
19 июня 19:00 – 21:00
Участие бесплатное по регистрации
«Я – Гагарин»: режиссер Ольга Дарфи. Россия, 2017, 61 мин. 18+

«Я – Гагарин» — документальная хроника событий, произошедших в павильоне «Космос» 27 лет назад и изменивших музыкальную сцену России. «Гагарин-пати» — первый и последний советский рейв, который стал легендой.

В документальном фильме Ольги Дарфи диджеи, промоутеры и рейверы рассказывают, с чего все начиналось, как возникла идея рейва и куда нас привела техно-революция.

В 2017 году лента была номинирована на национальную премию «Лавр».
Показ документального фильма
«Эпоха танцев»
24 июня 19:00 – 21:00
Участие бесплатное по регистрации
«Эпоха танцев»: режиссер Виктор Буда. Россия, Латвия, 2017, 80 мин. 12+

Фильм «Эпоха танцев» рассказывает историю появления первых рейв-вечеринок, которые преодолевая запреты и границы, захватили СССР, а вместе с ним и весь мир. Вирус музыкальной свободы, проникший через Прибалтику, стал верным симптомом надвигающихся перемен.

Авторы фильма журналист Игорь Шулинский, режиссер и автор сценария - Виктор Буда и оператор - Ритварс Блука приурочили выход картины к очередной годовщине «Гагарин-пати». И хотя самих архивных видеоматериалов в фильме показано не так много, но это полностью компенсируется интервью самих героев первых рейвов. Картина насыщена интервью первых диджеев и создателей техно-авангарда, среди которых Максимилиан Ленц (Westbam), Деррик Мэй, Алексей Хаас, Артемий Троицкий, Игорь Шулинский, Евгений Рудин (DJ Грув), Борис Спайдер, Индулис Билзенс, Янис Крауклис, Роберт Гобзинс (EastBam), Угис Полис и многие другие.
Специальный гость: Константин Нафиков
Продюсер, генеральный директор компании Reflexion Films – первого независимого дистрибьютера документальных фильмов в России. Также компания специализируется на организации кинофестивалей и кинопрограмм о культуре и искусстве. Среди реализованных проектов - фестиваль кино и медиа 90-х «Эпоха Перемен», фестиваль фильмов об искусстве Perform, программа показов Shanti Screenings. С 2018 года Константин Нафиков является директором Международного кинофестиваля им. Андрея Тарковского «ЗЕРКАЛО».
Блок 2
2000-е
Дискуссия
«Прививка от свободы»
26 июня 19:30 – 21:00
Участие бесплатное по регистрации
Как менялось техно и рейв-движение на рубеже веков и в начале 2000-х? Насколько изменилась клубная жизнь Москвы и к чему привела электронная революция?

К началу 2000-х Россия стала страной нового капиталистизма; страной, где появлялись предприниматели и большие инвестиции, а клубная жизнь стала прибыльным бизнесом. В этот период экономической стабилизации техно и рейв-движение затихают, уступая место «гламуру нулевых».
Участники
Александра Филипповская
модератор дискуссии
Куратор проекта «Слэйв ту зэ рейв», выпускник магистратуры факультета истории искусств РГГУ по направлению «Кураторство художественных проектов», сотрудник Музея современного искусства «Гараж».
Евгений Машков
Диджей, промоутер и основатель промо-команды и лейбла System 108. В начале 2010-х стал резидентом московского клуба Vanilla Ninja, после закрытия заведения организовывал шоукейсы резидентов клуба. Играл в Gipsy, «Пропаганде» и других популярных ночных клубах Москвы. В 2015 году основал комьюнити System 108 совместно с Adamov и Boym. Машков на регулярной основе сотрудничает со Space Moscow, петербургским клубом Stackenschneider и формацией Roots United. В качестве креативного директора основал сообщество медиа-художников True Light Crew, специализирующееся на световых и лазерных инсталляциях для рейвов и вечеринок. В 2017 году Машков с командой System 108 запустил серию масштабных мероприятий TEST.
Филипп Миронов
Cотрудник отдела медиа и коммуникаций фонда V-A-C, бывший шеф-редактор «Афиши Daily». Работал в журналах ОМ, TimeOut Москва, Black Square, «Большой город», в телепрограммах «Признаки жизни» (РЕН ТВ) и «День в большом городе» («Дождь»), запускал клуб «Солянка» в качестве пиар-директора.
Сергей Сергеев
Один из первых кооператоров, 1993-94 гг. глава российского отдела компании Harrington-Killbride. В разные годы арт-директор и руководитель проектов таких клубов как «Дебаркадер» на Фрунзенской набережной, «Луч», «Порт», «А-клуб», «16 ТОНН», «Микс», «Солянка», «Как на канарах», «Лебединое Озеро», «Тройка Мультиспэйс», LOL (Ginza/Simachev), Time Out Бар и «Конструктор» (Sagrada). В 2014-2015 гг. совладелец ресторана-клуба-бара «Джордж Бест», в 2016 -2017 гг. кафе «Сито». Принимал участие в организации фестиваля «Суперслёт» 2015, Ферма 2013-2016 и многих других событий.
Алексей Чернорот (Компас-Врубель)
Диджей, резидент клубов L.S. Dance, «Птюч», радиоведущий. В 1993 году начинает профессиональную деятельность в качестве диджея в техно-клубе L.S. Dance. В 1996 году становится резидентом клуба «Птюч». С 1996 по 1998 гг. вел авторскую программу «Вентилятор» на радиостанции «Станция 106.8 FM». Продолжает активную деятельность в качестве диджея.
Сергей Фадеев
Архитектор, основатель творческого объединения и клуба RODNYA. Закончил МАРХИ, где и сейчас преподает на кафедре Градостроительства. В 2010 году основал творческое объединение RODNYA на Artplay, впоследствие ставший клубом RODNYA. Является идейным вдохновителем фестиваля Signal.
Лекция Вадима Эпштейна
«Виджеинг в России»
30 июня 19:30 – 21:00
Участие бесплатное по регистрации
Как возник виджеинг в России и в чём его уникальность? Из чего состоит виджей-перформанс? Как меняет развитие IT-технологий художественные возможности VJ-шоу? Ответы на эти и многие другие вопросы, а также экскурс в историю российского виджеинга – в лекции экс-министра оптических иллюзий «Республики Казантип», медиахудожника Вадима Эпштейна.

Термин «виджей» впервые появился в 1980-е годы на музыкальных телеканалах и обозначал телевизионного «диджея» - ведущего музыкальных программ. Однако вид медиаискусства, называемый сегодня виджеингом (VJart), является логическим этапом развития видеоарта, а не детищем телевидения. В какой-то момент некоторые видеохудожники выбрали местом творческого эксперимента пространство клубов, а затем – музыкальные фестивали и концерты. Так появились виджеи.

Виджей микширует различные изображения, создавая визуальные эффекты, соответствующие исполняемой музыке. Он всегда работает в реальном времени, здесь и сейчас, формируя неповторимую аудиовизуальную атмосферу шоу.
Лектор: Вадим Эпштейн - медиахудожник, теоретик и практик, ведущий российский VJ.
Вадим Эпштейн
Московский медиахудожник, куратор и виджей. С 1996 года занимался проектами в области net art и science art, однако впоследствии отдал предпочтению визуальному netтворчеству с нелинейными и стохастическими сюжетами. В 2009 году основал студию оптических иллюзий in[visible].
Блок 3
2010-е
Лекция Бориса Клюшникова
«2010-е. Now and after»
1 июля 15:00 – 16:30
Участие бесплатное по регистрации
В последние годы рейв стал особым объектом исторической реконструкции на выставках современного искусства и в текстах многих теоретиков. Лекция будет посвящена «судьбе» рейва в 2000-х и 2010-х и попытке переосмыслить его истоки, исходя из сегодняшнего дня.

В современной ситуации рейв, как и сама идея вечеринки, сильно меняется, что во многом связано с устоявшимся в 2000-ые годы неолиберальным консенсусом обмена политического на развлекательное. Эпоха российской «стабильности» так же держалась на этом условии: люди отказываются от коллективности в пользу гарантированного досуга и призрачного благополучия. И если рейв 1990-ых Коджо Эшун называл «синестетическим сообществом», а Хаким Бей говорил о «временной автономной зоне», то сегодня статус рейва и вечеринки лучше всего иллюстрируется кадрами из «Тесноты» Кантемира Балагова, где человек чувствует себя максимально стесненным, в полном одиночестве. Лоренцо Сенни фиксирует это состояние в деконструкции трансовых композиций, оставляя от них только «ямы».
Борис Клюшников
Историк искусства, философ, специалист в области методологии искусствознания, преподаватель кафедры кино и современного искусства РГГУ, института современного искусства «БАЗА», школы Родченко, ГЦСИ, ММСИ, БВШД.
Образовательный центр ММОМА
Москва, Ермолаевский переулок, 17

каждый день: 10:00 – 22:00
выставки открыты: 12:00 – 21:00
+7 495 690 6870
edu@mmoma.ru
Made on
Tilda