Лекторий ММОМА
Специальный курс
История фотографии
7
лекций в курсе
8.09 – 1.12
срок проведения
13:00 – 15:00
время проведения
Цикл лекций Ирины Толкачевой охватывает полтора века развития фотографии.
Как фотография утверждалась в мире изящных искусств и утвердилась ли сегодня? Что мы видим на фотографии: документацию окружающего мира или высказывание художника? Какие новые этические вопросы возникали с появлением фотографии? Найдем ответы в Лектории ММОМА, а героями наших встреч станут: Ман Рэй и Александр Родченко, Ансель Адамс и Эдвард Стайхен, Диана Арбус и Доротея Ланг, Сьюзан Зонтаг и Алан Секула.

Ирина Толкачева
Искусствовед, историк фотографии, преподаватель, автор учебных курсов и статей.
Покупать билет на каждую лекцию в отдельности
Вы можете посещать только интересные вам лекции, покупая билет на каждую из них в отдельности. Стоимость билета на лекцию: 200 – 400 рублей. Если зарегистрироваться на лекцию, будет стоить дешевле.
Посещать любые лекции по абонементу
Или купить абонемент на 5, 10, 20 лекций или безлимитный абонемент и посещать любые лекции из любых курсов и лекций. Стоимость абонементов: 1500 – 8600 рублей.
Лекции
Лекция 1. Изобретение фотографии и портрет в ХIХ веке

8 сентября, 13:00 – 15:00

С самого момента появления фотографии и до сих пор портрет остается самым популярным жанром коммерческой и художественной фотографической практики. На первой встрече цикла «История фотографии» мы поговорим об изобретении фотографии, первых дагеротипных портретах, портретных фотоателье и их обстановке. Как следовало одеваться, причесываться и вести себя у фотографа? Можно ли было моргать? И для чего люди фотографировались?
«Визитные карточки», полицейские картотеки, посмертная фотография, физиологические опыты с электричеством, творчество выдающихся мастеров фотографического портрета и первые шедевры — эти и другие темы будут рассмотрены на лекции.
Зарегистрироваться
Лекция 2: Живопись и фотография в ХIХ веке

29 сентября, 13:00 – 15:00
Появившись в XIX веке, фотография испытывала комплекс по отношению к многовековой живописи. Фотографы по-разному работали с этим: одни нарочито подчеркивали преемственность традиции, другие старались отойти от нее как можно дальше. Как фотография утверждалась в мире изящных искусств и утвердилась ли сегодня? Что мы видим на фотографии: документацию реальности или высказывание художника? Почему появление канонической для живописи обнаженной натуры вызвало жаркую полемику и скандалы? Какие новые задачи возникли в изобразительном искусстве с появлением фотографии?
На второй встрече цикла «История фотографии» мы поговорим о влиянии живописи на фотографию и фотографии на живопись, о фотографической школе реализма и импрессионизма, о стереоскопе и стереофотографии, о первых опытах фотомонтажа и фиксирования движений, предшествующих появлению кинематографа.
Зарегистрироваться
Лекция 3: Документальная фотография и репортаж в ХIХ веке

6 октября, 13:00 – 15:00
Как форма обращения к событиям повседневной жизни и способ распространения информации, фотодокументалистика начинает развиваться в середине XIX столетия: появляются альбомы и публикации с архитектурой, природой и портретами народностей разных экзотических стран. Первые военные репортажи были сделаны во время Крымской войны и Гражданской войны в США. А первые социальные репортажи: это снимки бедственной жизни городских улиц.
Документальна ли природа фотографии? На сколько килограммов тяжелел багаж первых фотографов-путешественников? Может ли быть документальная фотография постановочной? Как военный фоторепортаж разрушал миф поэтической и величественной живописной войны?
Зарегистрироваться
Лекция 4: Двадцатый век начинается

27 октября, 13:00 – 15:00
К началу XX века в фотографии происходит настоящая революция. Камеры Kodak за 1 доллар и изобретение фотопленки провоцирует бум массового распространения любительской фотографии.
В это же время революция происходит и в искусстве. Широко распространенное фотографическое движение, вобравшее в себя традиции импрессионизма, символизма и модерна, — пиктореализм уступает место все более радикальным модернистским практикам.
На четвертой встрече курса «История фотографии» мы поговорим о переходе фотографии профессиональной к любительской, от идеологии Прекрасной эпохи к авангарду. Обсудим программы, манифесты, журналы, творческие объединения, альтернативные техники печати. А также спорт, эротику, танец и пластику человеческого тела в фотографии и первые шаги в цветной фотографии.
Зарегистрироваться
Лекция 5: Фотография и авангард

11 ноября, 13:00 – 15:00
Фотографический кадр — сосредоточение духа современного общества. С такой идеей выступало течение художественной фотографии «Новое видение», развивавшееся в 1920-е годы. Экспериментируя с различными техниками и формируя новые эстетические принципы, фотография первой половины XX века закладывает новую визуальную стратегию, которая во многом определяет дальнейшее развитие современного искусства.
На пятой встрече курса «История фотографии» мы говорим о конструктивизме, сюрреализме, дадаизме, новой вещественности в фотографии; о фотографических экспериментах Баухауз и ВХУТЕМАС. О формировании нового видения, нового общества и нового человека. О фотомонтаже и фотограмме, пропаганде и рекламе, разработке принципов актуального фоторепортажа и коммерческой фотографии.
Зарегистрироваться
Лекция 6: Человеческие истории. Документальная, жанровая и портретная фотография (Часть 1)

24 ноября, 13:00 –15:00
На встрече поговорим о фотографии первой половины XX века как инструменте анализа человека и общества: социальной документалистике, жанровой, стрит-фотографии и портрете. Героями станут: Доротея Ланг, Уокер Эванс, Артур Ротштайн, Арнольд Ньюман, Эдвард Стайхен, Диана Арбус, Гарри Виногранд, Анри Картье-Брессон и многие другие признанные классики фотографии. А отправными точками в разговоре будут: масштабный фотографический заказ Администрации по делам малоимущих фермеров (FSA) во время Великой депрессии; фоторепортажи Второй мировой войны и послевоенный гуманизм, воплотившийся в знаковой выставке «Род человеческий».
Зарегистрироваться
7 лекция: Человеческие истории. Документальная, жанровая и портретная фотография (Часть 2)

1 декабря, 13:00 –15:00
Заключительная встреча курса «История фотографии» будет посвящена переосмыслению документальной фотографии во второй половине XX века: новые темы, осознание неоднозначности и неоднородности человеческого опыта и его оценки фотографическими средствами.
Обсудим книгу Роберта Франка «Американцы» 1959 года, которая задала новый стандарт документальной фотографии — лирический и поэтический. Выставку Дианы Арбус, Ли Фридлендера и Гарри Виногранда «Новые документы» 1967 года (МоМА), которая закрепила за документальной фотографией художественный статус и, в то же время, подвела черту под классической документалистикой. Критику документальной фотографии Сьюзан Зонтаг и Алана Секулы — о конструировании образов в документальной фотографии, присутствующем в них психологическом давлении и эмоциональной манипуляции, построенной на чужих страданиях, а также вопросы об этической состоятельности документальной фотографии.
Зарегистрироваться
Образовательный центр ММОМА
Москва, Ермолаевский переулок, 17

вторник – воскресенье: 12:00 – 22:00
кафе: ежедневно 10:00 – 22:00
+7 495 690 6870
edu@mmoma.ru
Made on
Tilda