Московский музей современного искусства
Образовательный центр ММОМА
Москва, Ермолаевский переулок, 17
вт – вс: 12:00 – 21:00
кафе и книжный: ежедневно 10:00 –22:00
Лекторий ММОМА
Модуль 3
Русское искусство 1970–1990-х
4
лекций в курсе
07.11 – 29.11
срок проведения
20:00 – 21:30
время проведения
Каждая лекция авторского цикла Бориса Клюшникова будет посвящена десятилетию в развитии и становлении художественной системы современного российского искусства. О художественном производстве, зрительском опыте и отношении к «неофициальному» у художников, власти и СМИ 1970-х. О молодежных субкультурах и музыке, новых способах создания коллективности, переходе к сетевому коммуникационному пониманию произведения, о работе со «стебом», «чернухой» и «тусовкой» в среде 1980-х. О пережитках прошлого в новой идеологии, формировании рыночной экономики и зарождении теперь уже официальной институциональной системы 1990-х. О новых институциях, школах и способах лигитимации молодых художников 2000-ых.

Борис Клюшников
Философ и историк искусства, специалист в области методологии искусствознания, преподаватель кафедры кино и современного искусства РГГУ и автор публикаций по проблемам онтологии искусства.
Покупать билет на каждую лекцию в отдельности
Вы можете посещать только интересные вам лекции, покупая билет на каждую из них в отдельности. Стоимость билета на лекцию: 200 – 400 рублей.
Посещать любые лекции по абонементу
Или купить абонемент на 5, 10, 20 лекций или безлимитный абонемент и посещать любые лекции из любых курсов и лекций. Стоимость абонементов: 1500 – 8500 рублей.
Лекции
Лекция 1: Искусство 1970-ых. Московский концептуализм, журнал «А-Я», Бульдозерная выставка.

7 ноября, 20:00 – 21:30

На первой лекции цикла рассмотрим противоречия в теоретических описаниях «неофициального» — «другого», «нонконформистского» — искусства в СССР, подробно останавливаясь на современных текстах об этом периоде. Как в ситуации, когда «мир искусства» невозможен или, по крайней мере, весьма затруднен, возникает интегральная система художественного производства, зрительского опыта, коллекционирования, критики и теории? Как формируются выставочные практики и налаживается общение в международной среде в условиях социализма? И как идет развитие и изменение отношения к «неофициальным» событиям, взаимодействие художников, власти и СМИ? На примере главных произведений московского концептуализма, соц-арта, группы «Движение» и Бульдозерной выставки представим целостную модель функционирования искусства конца 1960–70-ых годов.

Иллюстрация: Виктор Пивоваров. Из альбома «Если»
Зарегистрироваться
Лекция 2: Позднесоветское искусство и концепция вненаходимости

15 ноября, 20:00 – 21:30
В книге «Это было навсегда пока не кончилось» антрополог Алексей Юрчак выдвинул концепцию «вненаходимости», характеризующуюся особым избеганием дихотомии официального и неофициального в советской повседневности. В этой книге особое внимание уделяется позднесовесткому искусству (арт-группы «Митьки» и «Некрореалисты») с точки зрения взаимодействия с повседневностью. Расширяя понятие вненаходимости на другие художественные явления (арт-группы «Мухоморы», «Апт-арт», «СЗ»), эта лекция подчеркнет отличия позднесоветского концептуального искусства от практик 1970-ых годов, расскажет о влиянии зарождающихся молодежных субкультур на художественное производство и самосознание. Новые способы создания коллективности, переход к сетевому коммуникационному пониманию произведения, работа со «стебом», «чернухой» и «тусовкой», внимание к музыке и атрибутике формируют среду 80-ых годов.
Иллюстрация: Арт-группа «СЗ», из серии «Надписи», 1980
Зарегистрироваться
Лекция 3: Искусство 1990-ых

22 ноября, 20:00 – 21:30
1990-ые годы соединяют в себе многие противоречия перехода к капиталистической экономике, что приводит к возрождению пережитков внутри новой идеологии. Появляются как радикально левые эстетические тенденции, вдохновленные опытом 1968 года (часть московских акционистов, ЗАИБИ), так и попытка реставрировать консервативные принципы искусства (Новая Академия). Всё это происходит на фоне формирования рыночной системы искусства с ее надеждами и проектами, зарождается теперь уже официальная институциональная система России. Кураторы, художники и теоретики начинают задумываться о специфике пост-советского и о парадоксах нового российского визуального языка. Возникают важные теоретические и художественные медиа об искусстве: «Художественный журнал», «Пиратское Телевидение». Главный акцент этой лекции — раскрыть взаимосвязь произведений искусства с разными спорящими моделями официальной культурной политики и бурных экономических неолиберальных реформ.
Зарегистрироваться
Лекция 4: Искусство 2000-ых. Развитие крупных институций, противоречия самоорганизации, художественные школы

29 ноября, 20:00 – 21:30
Искусство 2000-ых годов, искусство в условиях нарастающих противоречий в политической сфере, связано с надеждами на формирующиеся при помощи крупного капитала институции. Часть художников отходит от акционистского прошлого (Кулик, Осмоловский) и переходят к объектному производству и обоснованию автономии искусства и его роли в рыночной ситуации. В противовес этой тенденции традиции акционизма на новый уровень политической остроты выводит группа «Война», а часть художников (группа «Что Делать») затрагивает социальные и политические вопросы, пользуясь глобальным выставочным концептуальным языком. Одновременно с этим возникают художественные школы, кардинально меняются способы социализации в мире искусства. Молодые художники осваивают способы самоорганизации и вырабатывают свое отношение к системе грантов, премий и других методов легитимации. Возникает Московская биеннале и другие международные пост-институты, к которым уже можно отнестись в исторической перспективе.
Зарегистрироваться
Стоимость
Забронируйте за собой место на интересующую лекцию, выбрав подходящий тип билета (билет на одну лекцию или абонемент).
Держателям абонементов также следует бронировать за собой места на всех интересующих лекциях и предъявлять абонемент кассиру перед началом занятия. Если у вас есть абонемент, дополнительно платить за вход не нужно.

Купить абонемент можно в любой удобный день в Образовательном центре ММОМА или оплатить непосредственно перед лекцией на кассе. К оплате принимаются карты и наличные деньги.
Билет на одну лекцию
полный: 400 ₽
по предварительной регистрации: 350 ₽
льготный: 200 ₽
Абонемент
на 5 лекций
Цена одной лекции: 340 ₽
полный: 1700 ₽
  • Еженедельная рассылка с расписанием ближайших лекций
  • 10% скидка в MMOMA ART BOOK SHOP
Абонемент
на 10 лекций
Цена одной лекции: 300 ₽
полный: 3000 ₽
льготный: 2000 ₽
  • Еженедельная рассылка с расписанием ближайших лекций
  • 10% скидка в MMOMA ART BOOK SHOP
  • Приглашения на открытия выставок музея
Абонемент
на 20 лекций
Цена одной лекции: 280 ₽
полный: 5600 ₽
льготный: 3000 ₽
  • Еженедельная рассылка с расписанием ближайших лекций
  • 10% скидка в MMOMA ART BOOK SHOP
  • Приглашения на открытия выставок музея
  • Специальные мероприятия и акции от партнеров
Абонемент
годовой
Цена одной лекции: 70 ₽
полный: 8500 ₽
льготный: 5000 ₽
  • Еженедельная рассылка с расписанием ближайших лекций
  • 10% скидка в MMOMA ART BOOK SHOP
  • Приглашения на открытия выставок музея
  • Специальные мероприятия и акции от партнеров
  • Годовая подписка на журнал «Диалог искусств» (6 номеров)
Льготные категории:
  • лица, не достигшие 18 лет
  • пенсионеры
  • инвалиды III группы
  • студенты высших учебных заведений РФ очной формы обучения
Все скидки действуют при предъявлении документа подтверждающего льготу.
Образовательный центр ММОМА
Москва, Ермолаевский переулок, 17

вторник – воскресенье: 12:00 – 22:00
кафе: ежедневно 10:00 – 22:00
+7 495 690 6870
edu@mmoma.ru
Made on
Tilda